Сайт учителя русского языка и литературы - Самообразование
Пятница, 18.04.2014, 20:24
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка и литературы

Наш опрос
Оцените мой сайт

Всего ответов: 114
Статистика

Онлайн всего: 0
Гостей: 0
Пользователей: 0
Форма входа

Самообразование

Тема по самообразованию:
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы посредством ИКТ».
    В ходе всей работы я стремлюсь к достижению следующих целей:
- создание оптимальных условий для развития и самореализации индивидуальных и творческих способностей личности школьника, сориентировать на самоорганизацию учебной деятельности;
- формирование творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми данными, способной адаптироваться к условиям жизни вне школы.
  Исходя из целей, определила задачи:
· создать базу опорных знаний для учеников в виде памяток, инструкций, алгоритмов и схем;
· способствовать творческому интеллектуально-познавательному усвоению предметного материала, сделать открытым процесс поиска вида и способа учебной деятельности;
· расширить словарный запас учащихся, предоставить возможность каждому высказывать свою точку зрения и быть толерантным к другим мнениям.
  
  Наш кабинет русского языка оснащён с 2007 года компьютером, в 2009 году установлена ЖК панель.
В кабинете имеется:
· библиотека классической литературы,
· разные виды словарей,
· методическая литература по русскому языку и литературе,
· иллюстрации и репродукции картин,
· дидактический материал по русскому языку и литературе,
· тесты по русскому языку и литературе (5-9 класс),
· комплект СD и DVD дисков.
     Для успешного проведения уроков применяю разнообразные информационные технологии: работу со словарями и энциклопедиями, с тематическими таблицами и опорными схемами, тестами, использую аудиовизуальные средства, продолжаю работу по освоению и внедрению в УВП мобильного компьютерного класса.
      В течение последних лет активно внедряю в учебный процесс различные компьютерные обучающие программы на CD для проведения уроков по русскому языку и литературе, для внеклассной работы по учебным предметам, для проведения предпрофильных курсов. Для подготовки к ГИА – репетиторы по русскому языку и литературе, электронные библиотеки и пособия. Чтобы подготовить сообщения, доклады, презентации, рефераты ученики используют вышеперечисленные электронные пособия.
 
              Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литеретуры посредством ИКТ.
      Ни для кого не секрет, что современное поколение неохотно и мало читает, вследствие чего речь детей становится невыразительной, снижается грамотность. Я давно уже задумывалась над этой проблемой. Каким образом заинтересовать детей, научить их вдумчиво читать и грамотно писать, активизировать их внимание к таким учебным предметам, как русский язык и литература?
     Общаясь на уроках с ребятами, я сделала вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Курсовая подготовки «ИКТ в деятельности учителя-предметника» (г.Сургут, 2007 г.) изменила мой подход к учебному процессу, меня всерьез заинтересовала технология применения ИКТ на уроках.
     Учеными давно уже доказана тесная связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал материал, и способностью восстановить этот материал в памяти. Только четверть услышанного остается в памяти. Если ребенок имеет возможность воспринимать материал на слух и зрительно, то доля усвоенного достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75%.
    Применение средств ИКТ на уроках - эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно. Важно, чтобы на каждом уроке учащимся было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес.
     Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного праздника, традиции. Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся.
     Я считаю, что учителю можно нести детям только то, что интересно ему самому. Готовясь к урокам, вместе с детьми мы составляем задания для электронных тестов, создаем презентации и видеоролики, тщательно подбираем музыкальное сопровождение к мультимедиапроектам.
    В процессе работы я заметила: чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения. В своей педагогической практике я широко применяю следующие виды ИКТ: электронные учебники («КМ-школа», «Репетитор по русскому языку» «Репетитор по литературе» и другие), цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации.
     В нашем учебном кабинете собрана медиатека, которая включает в себя готовые мультимедиауроки (в том числе собственные разработки), банк тестовых заданий (для тестирующей оболочки «My test»), иллюстрации, анимации, видео- и аудиофрагменты, флэш-таблицы и схемы, электронную библиотеку произведений по литературе, коллекцию популярной и классической музыки.
    За годы работы у меня сложилась своя система использования информационных технологий на разных этапах урока в зависимости от типа занятия.
    При знакомстве с новым материалом на уроках русского языка я использую электронное сопровождение в виде презентации, в которой могут быть отражены основные понятия, схемы, алгоритм применения орфографического или пунктуационного правила.
    На уроках закрепления часто использую цифровые образовательные ресурсы по русскому языку и литературе, электронные тренажеры («Репетитор по русскому языку», «Репетитор по литературе», ресурсы «КМ-школы»), с помощью которых учащиеся могут не только применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть свой результат.
     На уроках контроля использование компьютерных тестов («My test» и других) позволяет организовать проверочную работу, при которой ученик не только получает отметку, но и анализ всего хода выполнения работы (количество правильных и неправильных ответов, на какие правила была допущена ошибка, какой материал необходимо повторить). Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.
     Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок интересным.
    Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Можно организовать на уроках литературы, развития речи сопоставление иллюстраций, работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в виртуальном музее.
     Выполняя домашнее задание к урокам литературы, учащиеся могут использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал, который самостоятельно находят в Интернете, составляют презентации. Таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку.
     На протяжении двух лет я вхожу в состав школьной творческой группы по освоению и внедрению в УВП мобильного компьютерного класса. В рамках работы творческой группы мною были проведены открытые уроки русского языка и литературы, где были продемонстрированы следующие виды работы с применением ИКТ: самостоятельное знакомство с материалами электронных учебников, подготовка презентаций в программе Power Point, работа с текстами в текстовом редакторе, тестирование, просмотр видеофрагментов, составление обобщающих таблиц.    
     Считаю применение ИКТ на уроках эффективным средством повышения мотивации учащихся к изучению предметов. Ведь самое главное, что ребятам нравится выполнять задания с использованием ИКТ, они с удовольствием предлагают свои идеи, начитают творчески мыслить. Работу в данном направлении я считаю очень важной и собираюсь продолжать её дальше.
 
                     Повышение квалификации, профессиональная подготовка
      С целью повышения квалификации регулярно знакомлюсь с опытом педагогов-новаторов в сети Интернет, читаю журналы «Литература в школе», «Русский язык в школе», приложение «Мастер-класс» к журналу «Методист»; приобретаю методические сборники по учебным предметам.
                            
                                  Курсы повышения квалификации
· 2007г. ГОУ ДПО ИПК и РРО ХМАО. «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника».
· 2008г. БУ ДПО ХМАО – Югры «ИРО». «Подготовка школьных команд для разработки образовательных программ».
· 2010 г. АУ ДПО ХМАО-Югры "ИРО". "Преподавание русского языка и литературы на современном этапе".
2010 г.  Практико-ориентированная дистанционная мастерская  по теме: «Разработка компетентностно-ориентированных  заданий по учебным предметам, г.Екатеринбург
2010 г. Практико-ориентированная дистанционная мастерская  по теме:«Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления» , г.Екатеринбург

                     Участие в обучающих семинарах и конференциях
· 2008 г. Школьная конференция классных руководителей, обобщение опыта по теме «Роль классного самоуправления в работе с детьми группы риска».
· 2008 г. Бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования ХМАО-Югры «Институт развития образования». Семинар по теме «От Школы здоровья и развития к Центру формирования здорового социума».
· 2009 г. ММЦ г.Пыть-Яха. Семинар (мастер-класс) «Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе».
· 2009 г. ГМО учителей русского языка и литературы, выступление по теме «Спецификация экзаменационной работы по русскому языку государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений (в новой форме) в 2009 г.».
· 2010 г. Городской семинар на базе МУ «ММЦ» «Организация работы школьных методических объединений»,
· 2010 г. Городской семинар на базе МУ «ММЦ» «Технология развития критического мышления», участие в проведении.
 2010 г. Всероссийская научно-практическая конференция "Свободное программное обеспечение в школе и в вузе", научная публикация "Информационно-коммуникативные технологии в обучении русскому языку и литературе
 
Поиск
Календарь
«  Апрель 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Copyright MyCorp © 2014
Создать бесплатный сайт с uCoz