РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ
"ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР"
Духовно-нравственное воспитание детей является важной задачей современного общества. Эта потребность отражена в нормативных документах российского образования. Закон «Об образовании» предусматривает «воспитание духовно-нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина». В основе ФГОС второго поколения лежит Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. Поэтому деятельность учителя, выраженная в применении современных технологий обучения и воспитания, должна быть направлена на активную познавательную деятельность ученика, приводящую к формированию нравственно совершенной личности с высоким уровнем социально-культурных компетенций и активными жизненными позициями.
Для Ханты-Мансийского автономного округа с многоэтничным составом населения проблема национальной идентичности особенно актуальна. В городе Пыть-Ях в тесном сотрудничестве живут, работают и учатся представители разных национальных культур, которые ежедневно взаимодействуют друг с другом.
Подготовка школьников к жизни и деятельности в многоязычном и поликультурном обществе стала одной из приоритетных задач школьного образования. Она реализуется как в специализированных учебных заведениях, так и в общеобразовательных школах. Чтобы научить детей взаимопониманию, уважению друг к другу, помочь им освоиться в полиэтническом пространстве, необходима систематизированная работа, направленная на знакомство учащихся разных национальностей с особенностями традиций, культуры, этикета той страны, гражданами которой они являются, при этом остаться уникальными носителями своей культуры.
В новых Государственных образовательных стандартах основного, среднего общего образования по русскому языку и литературе значительно усилена духовно-нравственная функция предметов и определены цели изучения русского языка и литературы: воспитание духовно-нравственной личности, формирование духовного мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературным ценностям отечественной культуры. Именно, через эти дисциплины происходит формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, в контексте диалога культур.
Программа «Духовно-нравственное воспитание и развитие школьников в контексте диалога культур» направляет образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, обеспечивает приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям посредством формирования идентичности гражданина России, способствует социализации учащихся к жизни в многонациональном государстве на основе уважения взаимных интересов в поликультурном обществе. Осуществляется учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения. Предусмотрено разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Цель: создание условий для формирования и развития комплекса интеллектуальных и личностных качеств обучающихся, способствующих социализации к жизни в многонациональном государстве на основе уважения взаимных интересов в поликультурном обществе.
Задачи:
-скорректировать рабочие программы и программы воспитания на основе личностно-деятельностного и культурологических подходов;
-усовершенствовать учебно-методическую и дидактическую базу для обеспечения выполнения программ;
-усилить воспитательный потенциал урока через расширение культурологического аспекта содержания обучения;
-повысить общекультурный уровень участников образовательного процесса через осознанное понимание важности владения русским языком - универсальным средством межнационального общения - для освоения ценностей национальной и мировой культуры;
-максимально использовать образовательные и воспитательные возможности поликультурной среды через интеграцию основного и дополнительного образования;
-вовлечь обучающихся(в том числе детей с ОВЗ, детей, относящихся к группе риска, детей мигрантов и слабо владеющих русским языком) в активное участие в интеллектуальных и творческих конкурсах, проектной и учебно-исследовательской деятельности.
- активизировать сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, с целью профессиональной ориентации обучающихся.
Ожидаемые результаты в логике требований к личностным, метапредметным результатам и предусматривают:
-сформированность:
- российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
-гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
-нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
-мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
-готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
-умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
-развитие способностей обучающихся и воспитанников к общению в полиэтничной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия, доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
- уважение к культурно-историческим и этническими традициями российской семьи.