Четверг, 02.05.2024, 08:13
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка и литературы

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт

Всего ответов: 122
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Статья "Экологический диалог как основа духовно-нравственного воспитания школьников на уроках гуманитарного цикла"
[ Скачать с сервера (46.5 Kb) ] 22.06.2020, 09:57

Экологический диалог как основа духовно-нравственного воспитания школьников на уроках гуманитарного цикла

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого школьника, формирование у обучающихся активной жизненной позиции, духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

Вопрос о взаимоотношениях человека и окружающей среды, бережном отношении к природе в наши дни стоит необычайно остро. Экологическое образование в школе рассматривается под углом зрения специфики разных учебных дисциплин и носит межпредметный характер. Уроки русского языка и литературы призваны решать задачи обучения и воспитания личности в неразрывном единстве, поскольку предметы гуманитарного цикла несут большой нравственно-эстетический потенциал. В процессе экологического образования разрыв между логической и образной формой познания преодолевается путем интеграции научных знаний и соответствующих художественных образов. Таким образом, у учащихся формируется гуманистическая, духовно-нравственная культура.

В нравственных отношениях между поколениями людей природа играет особую роль: по состоянию окружающей среды можно судить о нравственной культуре личности, о духовном развитии общества в целом. Известный русский педагог Василий Александрович Сухомлинский утверждал: «Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры». Нормы нравственного отношения к природе, ставшие внутренней потребностью, могут сыграть большую роль в решении экологических проблем.

Технология учебного диалога, в основе которой лежит системно-деятельностный подход, помогает ученикам не только овладеть диалогическим способом мышления, но и обеспечивает рефлексию, развивает интеллектуальные и эмоциональные свойства личности. На таких уроках содержание учебного материала усваивается в ходе общения, посредством которого происходит обращение к личностно значимым смыслам, к глубинам собственного сознания. Вести диалог в классе – значит искать истину вместе с учениками. Учебный диалог – это не только форма, но и способ отношений, который позволяет размышлять о проблемах, обсуждать наболевшее, позволяет быть услышанным.

Читая и изучая на уроках литературы художественные произведения, которые помогают понять взаимоотношения человека и окружающей среды, школьники получают представление о мире природы как о духовной ценности. Детский возраст нуждается в широте чувств, и задача учителя состоит в том, чтобы помочь ученику определить объекты чувств и придать им общественно ценную направленность. Стараясь привить детям доброе отношение к природе, нужно показать её величие, красоту и незащищенность.

В учебники по литературе и русскому языку включены художественные тексты, раскрывающие неразрывную связь человека и природы. Читая неповторимые творения М.Ю.Лермонтова, А.А.Фета,  Ф.И.Тютчева, М.Пришвина и других писателей и поэтов, школьники начинают замечать прекрасное вокруг себя, учатся любить родину, дом,  чтить семейные ценности.

Решая задачи экологического воспитания, в диалоге важно правильно подобрать вопросы. «Какими средствами автор изображает состояние природы? Почему герой опечален? Какое чувство вызывает у вас этот поступок? Почему люди так поступают? Важно ли об этом говорить?» - такие вопросы помогают раскрыть актуальность темы и, опираясь на знания учащихся, спланировать работу по формированию их гражданской позиции. Важно показать учащимся, что литература не осталась в стороне от экологических проблем. Только тогда, когда ученики воспринимают изучаемый материал близко к сердцу, они начинают всерьез задумываться о том, что экологические можно решить не отдельными способами защиты окружающей среды, а усилиями всего человечества.

Связь личных впечатлений с литературным опытом художника слова обогащает учащихся, расширяет их словарный запас, развивает творческие способности. Описывая объекты природы, явления, участвуя в коллективном диалоге, ребята передают то, что увидели и почувствовали, стараются ярче и образнее выразить своё отношение к проблеме.

Диалог – это слово писателя, слово учителя, слово ученика. Чтобы преодолеть равнодушие и безразличие к природе, нужно о ней рассказать так, чтобы появились добрые чувства: восторг, восхищение, желание оберегать, охранять. Как не любить природу своего края? Здесь и «заветные тропинки», как в тексте В.Т.Шаламова, и, по мнению М.М.Пришвина, «дышится легко», - это «единое чудо и целый мир чудес», по словам И.С.Тургенева. Проникновенные строки произведений учат по-другому воспринимать, чувствовать, поступать… Атмосфера совместной творческой деятельности, сближая учителя и ученика, наполняет их жизнь радостью и теплотой общения.

Дискутируя об охране окружающей среды, важно связать разговор с проблемами родного города и округа.  Очень полезна и важна информация публикаций местных СМИ, краеведческий материал, где звучит призыв к восстановлению гармонии между человеком и природой.

Экологические диалоги подводят ребят к теме волонтерства. Некоторые ученики 8-9 классов, являясь участниками городского волонтерского движения, имеют опыт такой работы: не раз принимали участие в экологических акциях, зеленых патрулях, выступали с защитой проектов. Их волнует и приведение в порядок территорий, и проблема бездомных животных. Рассказывая о своем опыте, ребята чувствуют причастность к решению проблем, осознают себя гражданами своей страны.

Диалоговое общение в классе позволяет в дальнейшем выйти на написание сочинения. У школьников возникает желание высказать свое личное мнение, поразмышлять о прочитанном и услышанном. Так, пятиклассники сочиняют сказку на экологическую тему, где героями становятся живущие в северных лесах звери и птицы; ученики 6-8 классов рассуждают о взаимоотношениях человека и природы в своих сочинениях: «С чего начинается Родина?», «Каким я хочу видеть свой город?»; выпускники в рамках подготовки к ОГЭ и ЕГЭ пишут сочинения по текстам о нравственных ценностях и проблемах, связанных с экологией.

Благодатный материал, изучаемый на уроках русского языка и литературы, настраивает учащихся на участие в создании проектов, побуждает к участию в экологических акциях.

Воспитание чувств ребенка начинается с красоты, которая помогает ему лучше понять себя в окружающем мире. Природа широко отражена в искусстве выразительными образами, мелодиями, словами. «Оживлению» диалогового общения, насыщению души сопереживаниями способствуют аудиозаписи, видеофрагменты, виртуальные экскурсии, художественные выставки, яркие выразительные фотографии (в том числе, сделанные и самими учащимися).

Природа - неиссякаемый источник нравственного и духовного воспитания школьников. Нелегко научить ребенка замечать прекрасное в природе… Но влияние слова велико, а выражение искренних чувств заботы и любви подкрепляют его, усиляют многократно.  Нужно видеть глаза детей, когда они слушают рассказ о жестокости человека по отношению к природе, когда с дрожью в голосе говорят о бездомном животном или сломанном деревце… Нужно видеть их глаза, чтобы понять, как бескорыстны и щедры они душой, как умеют сочувствовать и понимать чужую боль. Прикоснуться к прекрасному можно только зоркими глазами, щедрой душой и добрым сердцем!

Категория: Мои файлы | Добавил: Жемчужина
Просмотров: 100 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz