Четверг, 02.05.2024, 02:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка и литературы

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт

Всего ответов: 122
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Статья "Проектная деятельность в преподавании русского языка и литературы как средство духовно-нравственного воспитания школьников"
[ Скачать с сервера (80.5 Kb) ] 22.06.2020, 11:17

Проектная деятельность в преподавании русского языка и литературы как средство духовно-нравственного воспитания школьников

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого школьника, формирование у обучающихся активной жизненной позиции, способности самостоятельно мыслить, добывать и применять на практике знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Основополагающие идеи ФГОС предполагают ряд значительных изменений в организации и управлении современным уроком, внедрение инновационных технологий. Ведущее место среди педагогических технологий занимает проектная деятельность, в основе которой лежит системно-деятельностный подход.

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная на приобретение и применение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию. Главная идея проектной деятельности - направленность учебно - познавательной деятельности на результат при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально – значимой проблемы.

С точки зрения учителя проект – это интегративное дидактическое средство, позволяющее педагогу расширить образовательное пространство, придать ему новые формы. Проектная деятельность позволяет развить у обучающихся умения и качества, необходимые человеку XXI века: творчество, любознательность, критическое и системное мышление, способность выявлять, анализировать и решать проблемы, работать с информацией и медиасредствами, способность к межличностному взаимодействию и сотрудничеству, к действиям в интересах сообщества.

Для ученика проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, где результат носит практический характер и значим для самих открывателей. Работа над проектом от замысла до итога ценна для ученика, поскольку дает ему возможность проявить себя во всем своеобразии и неповторимости, максимально раскрыть свой творческий потенциал. И она будет продвигаться тем успешнее, чем более личностно значимыми будут ее цель и результат.

В своей работе применяю модель учебного занятия в режиме проектного обучения. На уроке, где наряду с другими методами и технологиями используется проектная деятельность, учащиеся не получают «готовую» информацию, а ищут ее в той или иной степени самостоятельно. Ведению проектной деятельности на уроках русского языка в 5-7 классах способствует работа по УМК под редакцией Р.Н.Бунеева ОС «Школа 2100». Урок открытия знаний строится в соответствии с технологией проблемно-диалогического обучения, в процессе которого школьники сами делают «открытия», узнают новое, используют полученные знания и умения для решения жизненных задач, включенных в набор упражнений учебника. Опираясь на жизненный опыт, используя информационные источники, школьники разрабатывают в малых группах и защищают перед аудиторией сверстников свои мини-проекты, такие как «Словарь школьных слов», «Моя автобиография», «Языковой портрет класса».

Потребность в самопознании и самореализации – важнейшая возрастная потребность подростков, один из наиболее мощных стимулов их учебной деятельности. Период нравственного самоопределения школьников -  время активного поиска жизненных ориентиров, поэтому книги остаются ведущим средством воспитания, духовного развития, становления общей культуры обучающихся.

Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на формирование языковой и духовной культуры школьников. Поэтому естественной становится интеграция русского языка и литературы. Метод проектов дает замечательную возможность синтезировать знания, полученные на уроках русского языка, с проникновением в мир художественной литературы. В основе таких уроков – интересный текст, способствующий духовному развитию учеников, соответствующий их возрастным особенностям, вместе с тем содержащий что-то новое в интеллектуальном и эмоциональном плане, насыщенный орфографически, грамматически, пунктуационно и по возможности актуальный на момент использования.

При отборе дидактического материала подбираю такие тексты и предложения, чтобы вызвать интерес у школьников. Очень важно, чтобы уроки интегрировались с историей, обществознанием и другими предметами: изучение биографии писателя или фактов, описанных в произведении, требуют опоры на определённую историческую эпоху, на информацию об исторических деятелях. Как раскрыть образ Пугачёва в повести Пушкина «Капитанская дочка» без опоры на исторический материал о Пугачёвском бунте и личности предводителя? На таких уроках уместно использовать метод проектов, давая учащимся индивидуальные и групповые опережающие задания. Это позволяет не только расширять знания, но и воспитывать познавательный интерес, повышая мотивацию обучения. Исследуя биографию писателя, совместно с обучающимися создаем проекты-презентации, где обязательно включаются исторические материалы. Именно так школьники могут получить целостное восприятие не только о личности, но и об эпохе.

Метод проектов, используемый в работе, также смещает акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение им различными способами деятельности, направленной на формирование основных компетенций, когда полученные знания связаны с опытом их применения в практической деятельности. Использование проектной деятельности позволяет учитывать уровень развития и способности обучающихся, так как, работая в группе над определенным проектом, даже «слабый» ученик способен проявлять инициативу, повысить самооценку, пережить общий успех. Такая работа помогает ребятам самостоятельно выстраивать отношения в группе и паре, работать индивидуально, учит свободно выражать свои мысли и идеи, формирует опыт самообразования. Вопрос, текст, предложение для обучающегося должны быть жгучими, злободневными, личностно значимыми. Только в этом случае можно воздействовать и разбудить лучшие качества личности, подвести к гражданственности, нравственности, общечеловеческим идеалам, которые, как никогда, актуальны в наше время.

При изучении в шестом классе пьесы М.Метерлинка «Синяя птица» обучающиеся провели исследования и представили мини-проекты «Какая ты, Синяя птица?», «Что такое счастье?». При знакомстве с понятием «Сон как художественный приём» шестиклассники представили проекты «Роль сна в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством», «Сонное царство в балладах В.Жуковского», на уроках внеклассного чтения рассказали о своих читательских предпочтениях в проектах «Мои литературные открытия», «Любимые страницы произведения».

Как правило, проекты носят учебный характер и часто являются способом комплексного изучения той или иной темы, вокруг которой концентрировалось внимание учащихся. Но, важно заметить, что основные виды проектов отталкиваются, прежде всего, от интересов учащихся, основываются на живом и жизненном материале; заостряя внимание на совместной деятельности детей, на отношениях между ними, на их умении разобраться в реальной жизненной ситуации.

Проект «Храни, мой друг, родную речь, чтоб на земле себя сберечь» направлен на формирование представлений обучающихся о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, пробуждение познавательного интереса и позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, стремление совершенствовать свою речь, продуктом реализации стал составленный пятиклассниками «Словарь добрых слов».

При разработке проекта, работая в малых группах, ученики выясняют друг у друга все, что им непонятно. В случае необходимости вместе обращаются ко мне за помощью. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых знаний, данных учителем, но и от умения самостоятельно приобретать новые знания и умения их применять в конкретных ситуациях. Учащиеся проходят все этапы проектирования, отвечая каждый за своё направление и постоянно обучая своих товарищей полученным навыкам. Защита проектов проводится на уроке, обязательно с конкретными выводами и рекомендациями.

Открывать, искать, исследовать – эти слова становятся ключевыми в организации учебной деятельности учащихся на современном уроке. Научить ребенка учиться, помочь увидеть глубину изучаемого предмета; вовлечь учеников в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем; открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления – главная задача. «Многие истины могут остаться для ученика абстрактными, если он сам не выстрадает их, не придет к ним своим путем, через свои открытия, свои прозрения и неудачи. Только этот, часто трудный и мучительный путь может сделать абстрактную истину своей, личной», - писал М. Бахтин [1].  

Богатыми возможностями воспитательного воздействия обладают произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти. На уроках литературы при изучении рассказа М.Шолохова «Судьба человека» семиклассники подготовили мини-проект «Письмо Андрею Соколову». Ребят настолько взволновала тема возрождения и духовного становления людей в годы Великой Отечественной войны, что последующие рассуждения и размышления послужили началом для работы над проектом «Духовное становление человека в годы Великой Отечественной войны».  На примере рассказов В.Быкова, М.Шолохова, стихотворений М.Исаковского, К.Симонова, поэм А.Твардовского ребята проанализировали ключевые эпизоды, раскрывающие сложности судеб героев; исследовали факторы, повлиявшие на становление их личностных качеств; обратились к историческим и архивным данным. В ходе работы над проектом ребята открыли для себя смысл строчек, написанных М.Шолоховым: «русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

Реализация учебного проекта «Русский язык – «образ очага, собравшего вокруг себя многих людей» послужила началом работы над социальным проектом в рамках обучения детей мигрантов. Языку учат не только на уроках литературы и словесности... Языку учат общие интересы и проблемы, которые предполагают диалог: диалог личностей, интересов, культур. Надо везде и всюду бороться за чистоту языка, воспитывать любовь к слову — мудрому, чистому, родному. Это очень важно. Семиклассники всерьез задумались, каким образом они смогли бы приобщить школьников к культурным и духовно-нравственным ценностям округа и страны, показать красоту «великого, могучего» русского языка, привить любовь к русскому языку детям разных национальностей, чтобы они полюбили русский язык и «тянулись к теплу очага». Школьники поставили перед собой цель - раскрыть значимость русского языка как языка межнационального общения, донести до каждого, что бережно относиться к государственному языку – ответственность каждого россиянина. Проект направлен на воспитание толерантной личности через изучение родной культуры в контексте «диалога культур» посредством русского языка.

Большие возможности для совершенствования внеурочной деятельности по предмету открывают телекоммуникационные проекты.  Включение учащихся в проектную деятельность посредством сетевых технологий является одним из путей повышения мотивации, эффективности учебной деятельности в школе. 

Развитию навыков поисковой деятельности, креативных и аналитических способностей, совершенствованию нравственных качеств через ассоциативное осмысление финно-угорских традиций способствовало познавательное путешествие в рамках телекоммуникационного проекта «О, Финноугория!» Участники проекта открыли для себя «самоцветье многоликое племён» финно-угорской группы, погрузились в мир их сказок и преданий, узнали о творчестве поэтов и писателей родной земли, что содействовало формированию культуры межнационального общения и толерантного сознания обучающихся.

Участие в интернет проектах «Диалог культур», «Живая история» позволяет воспитывать школьников в духе российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству. Создание живой энциклопедии «Дерево дружбы», разработка мультимедиапроектов «Мир на ладони», «Перекрестки культур» способствуют формированию чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.  

Известно, что гуманитарное образование из всех областей знания оказывает самое большое воспитательное воздействие на учащихся [3]. Реализовать различные цели и задачи урока в обучении русскому языку и литературе, предоставить учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач, требующих интеграции знаний из различных предметных областей призван метод проектов.

В своей практике я убедилась, что проектная деятельность формирует духовно-нравственные основы личности и приобщает их к ценностям отечественной и мировой художественной культуры. Считаю, что, накопив опыт проектной деятельности, мои ученики смогут овладеть всеми ключевыми компетенциями (коммуникативной, культуроведческой, информационной, языковой, исследовательской), что позволит им не только успешно выдержать выпускные испытания, но и стать востребованными специалистами, занять достойное место в обществе.

Ссылки на источники

  1. Амбушева, Т. М. Русский язык. 10-11 классы [Текст]: исследовательские работы / авт.-сост. Т. М. Амбушева [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2009. - 265 с. - (В помощь преподавателю).
  2. Бунеев, Р.Н. Литература. 7 кл.: учебник для общеобразовательных организаций: в 2-х ч. Часть 2 / Р.Н. Бунеев, Е.В,Бунеева. – Изд.3-е, испр. – М.: Баласс, 2014. – 240 с.: ил.(образовательная система «Школа 2100»).
  3. Бунеев, Р.Н. Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х кн./ Р.Н. Бунеев, Е.В,Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева, Н.А,Исаева; под науч.ред.акад. РАО А.А.Леонтьева. – Изд.4-е, перераб. – М.: Баласс, 2013. – 144 с.
  4. Вербицкий, О.В. Инновационные формы внеклассной работы / авт.-сост. О. В. Вербицкий, А. Р. Борисевич, В. Н. Пунчик. – Минск: Красико-Принт, 2010. – 128 c.
  5. Гузеев, В.В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения [Текст] / В.В. Гузеев // Директор школы. - 1995. - № 6. - с. 39-48.
  6. Сборник материалов по итогам межрегионального научно-методического семинара-школы «Через уроки русского языка и литературы – к гармонизации личности!» [Электронный ресурс] / Алтайский государственный университет, г. Барнаул. – Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2015. – 403 с.
Категория: Мои файлы | Добавил: Жемчужина
Просмотров: 99 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz